VI Международный педагогический форум в Сочи

2-3 декабря 2019 г. в Сочи прошел VI Международный педагогический форум «Русский язык и культура: взаимосвязи и взаимодействие», в котором приняло участие более 400 участников из 52 стран мира, это известные учёные, представители педагогической общественности, учителя школ, организаторы и популяризаторы русского языка за рубежом.

Учредителями и организаторами форума выступают Российская академия образования, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, фонд «Русский мир», Российское общество преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

В начале форума участники почтили память Людмилы Алексеевны Вербицой, уход из жизни которой стал невосполнимой потерей. Был показан фильм, посвящённый жизни и деятельности Людмилы Алексеевны.

На пленарном заседании выступил известный журналист и защитник русского языка Кронгауз Максим Анисимович, доктор филологических наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) с докладом «Язык как “зеркало” культуры и как инструмент ее изменения».

Вслед за ним представил свои мысли по проблеме обучения современных школьников «Лингвистика для школьников: учить или не учить?» кандидат филологических наук, научный сотрудник НИУ «Высшая школа экономики» (Москва) Пиперски Александр Чедович.

В первый день форума проводились тематические заседания по направлениям: «Основные тексты культуры», «Новый энциклопедизм: словари в системе филологического образования», «Русский язык, литература и культура», «Русский язык в поликультурной среде», «Русский язык в медиапространстве современной России». Заседания Круглых столов в рамках форума были посвящены таким проблемам, как «Литература и преподавание русского языка в школе», «Билингвизм и бикультурализм», «Культура речи в эпоху цифровизации», «Особенности языковой адаптации иностранных абитуриентов в вузах России».

Самым интересным мероприятием форума стало проведение конкурсной программы, на которой участники представят авторские творческие проекты, связанные с инновационной деятельностью в области преподавания русского языка и литературы. В 2019 году на конкурс были представлены проекты по следующим номинациям: «Русский язык в поликультурной среде», «Словари третьего тысячелетия», «Литературное чтение как способ развития речевой культуры: проекты и исследования», «Цифровые ресурсы образовательного процесса». После активного живого обсуждения прошло открытое голосование за предложенные проекты.

Педфорум включал в себя разнообразную программу: было проведено заседание экспертов Тотального диктанта, лингвистическая игра «Вокруг слова», круглый стол «Ф. М. Достоевский в культурном пространстве современного Петербурга», посвящённый 200-летию со дня рождения писателя. Профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) Елена Ядровская дала мастер-класс «Школьное сочинение в отечественном образовании: история и вызовы времени», была представлена книга профессора Хельсинкского университета (Финляндия) Арто Мустайоки «Функциональный синтаксис русского языка» (Москва, 2019).

От СВФУ в конкурсной программе принял участие Жожиков Анатолий Васильевич, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой ЮНЕСКО Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова с проектом «Роль русского языка в формировании поликультурной среды коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в сети Интернет». Доклад вызвал большой интерес.

Соловьева Мария Сергеевна, старший преподаватель кафедры РКИ ФЛФ, приняла участие в работе педфорума в качестве эксперта.

Цель форума - консолидация педагогического сообщества школ и вузов для решения практических задач преподавания и продвижения русского языка и русской культуры в России и за рубежом.